С 14 июня по 25 августа в Краеведческом музее Нижневартовска проходит выставка «Цвет Югры», организованная Ханты-Мансийским отделением Союза художников России. В относительно небольшом, рационально построенном и удивительно много в себя вместившем экспозиционном пространстве представлены произведения живописи и графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, прошедшие качественный отбор профессиональным сообществом художников нашего округа. В той массе проявлений «креатива», в которую последние годы мы погружены, весьма сложно ориентироваться, не обладая специальными знаниями, и эта выставка открывает редкую возможность получить эстетическое удовольствие, проверить свой художественный вкус, откалибровать настройки зрительного аппарата.
Образы природы неизменно вдохновляют художников, дарят радость зрителям. «Цвет Югры» – это и цвета природных богатств Югры, России в целом. В. Н. Видинеев – мастер пейзажа, обладающий редким умением не только видеть красоту в самых разных проявлениях природы, но и настраивать душевную и оптическую системы зрителя на состояние сосредоточенного любования («Храм в Елизарово», «Берега Ваха. Весна»). Импрессионистическая манера письма характерна для А. В. Александрова. В работах «Утренний свет» и «Теплая бухта (Крым)», следуя заветам французских предшественников, он ловит солнечный свет и блики морских волн. Сдержанные в цвете «Околица» и «По своим сорочьим делам» К. Б. Пименова продолжают традиции русского реалистического пейзажа, отсылают к работам А. К. Саврасова. Ю. П. Сорокин получает интересные результаты, экспериментируя со свойствами акрила на разных основах. Тонкая красочная поверхность работы «По реке Аган» позволяет видеть естественную фактуру фанеры, что усиливает впечатление динамики течения, волн и круговоротов на поверхности воды.
О. А. Медведева сосредотачивается на отдельных сторонах освоенного человеком пространства – архитектурной среде. Выполненные ею графические листы «Окраина» и «Тихий вечер» – это прямой взгляд и ясность видения материального мира. Пронзительный свет солнца в работе «Лучи осени» А. Д. Гайнанова оставляет впечатление сказочной красоты. Художник использует лучшие свойства акварели – все переходы мягки, планы болотных низин и лесных далей размыты, листва деревьев точечно-декоративна. Н. С. Устюжанин в своих изысканных акварелях из серий «Сор» и «Дорога через сор» немногословен. Подобно восточному мудрецу, познавшему дзен, он предпочитает молчать, а если и говорит, то очень тихо.
Фрагментарность композиции как следствие смотрения с близкого расстояния отличает полотно «В ночи» Е. И. Шелепова. Большое внимание художник уделяет красоте фактуры, имитирующей кору деревьев и снежный покров. С. Н. Устюжанин в своей работе «Из России с любовью» тоже выбирает близкую точку зрения, но призывает зрителя смотреть не вниз, а вверх. Следуя за автором, задирая голову, зритель наслаждается красотой и достоверностью решения фактуры, звучными световыми пятнами, визуально и тактильно «ощупывает» поверхность бревен и кровли дома, бессознательно включает и ощущения обонятельные – «чувствует» запахи пыльного, нагретого солнцем дерева. Еще одна работа Устюжанина – «Праздник» – построена на перспективном иллюзионизме и манипуляциях с пространством, характерных для искусства начала ХХ века, в частности, развивает идеи и открытия К. С. Петрова-Водкина. В. Н. Золотоверхий в работе «Олимп» говорит с нами на языке искусства Страны Советов: в плотно скомпонованном большом формате крепко скроенные люди крепко стоят на крепкой земле. Это особая физическая и идеологическая реальность, в которой по особым законам живут «студентки рабфака», «юные авиамоделисты» и «физкультурники»…
Категория времени, сложно уловимая средствами изобразительных искусств, волнует В. В. Колова. В работе «Теплый апрельский день» вибрирующие мазки, формирующие кроны деревьев, и построенный на лаконичном чередовании плоскостей разных фактур и цветов ландшафт создают впечатление неопределенного, переходного состояния весенней природы. Еще дальше в сторону дематериализации предметного мира идет С. Г. Медведев. В картине «Перезвон» он исследует синестетический потенциал живописи, используя цвет для формирования у зрителя звуковых ощущений. Художник стремится найти новые и довести до совершенства уже освоенные сложные цветовые гармонии. Тонкость настроек позволяет контролировать силу воздействия цвета – «громкость», оркестровать различные выразительные средства живописи, подчиняя их законам цветовосприятия.
Если отойти от пейзажа и обратиться к «тихой жизни вещей», показанной на выставке, то можно совершить обратное движение: от нефигуративного, абстрактного осмысления формы (С. Г. Медведев «Яблочный Спас», А. Н. Седов «Вам») – через декоративную стилизацию (Л. Б. Колова «Предметы на столе», «Предметы на столе. Утро») – к возвращению в мир профанный, с включением гравитации, обретением разной степени устойчивости в принятой системе координат (В. Н. Видинеев «В мастерской. Осенний букет», О. Е. Пименова «Впечатление», Е. М. Степанова «Утро на даче»).
Ряд произведений живописи и графики, представленных на выставке, в той или иной степени выводят зрителя в пространство символическое. В полотне «Тайная тропа» А.А. Рой шлет зрителям зашифрованные сюрреалистические послания, открывает переход в параллельную вселенную. Творчество В. Н. Зайчикова отличают парадоксальность, бравада, гротеск. «Yellow Submarine», написанная по мотивам одного из хитов «The Beatles», – это очень своеобразный мир, где каждый элемент живет и дышит. Ритмически повторяющиеся орнаментальные элементы, оглушительный контраст открытого желтого и насыщенного бирюзово-голубого вызывают устойчивые ассоциации со стилистикой поп-арта, движением хиппи и субкультурой психоделики. Графические листы «Идущие», «Пляшущие» С. П. Лозового – это узкие проторенные дорожки с каллиграфически выведенными человеко-знаками. Одновременно, это своего рода стенограммы слов-посланий. Ряды наплывающих друг на друга и теснящихся мыслей будто зафиксированы на обрывках бумажных лент телеграфных сообщений.
Югорскую тематику раскрывают в своих работах Г. С. Райшев («Женщина в зеленом платке»), А. Д. Гайнанов («В чуме. Думы»), О. И. Гайнанова («Мадонна севера»), Е. С. Хусаинов («Праздник обласа»).
Образ человека в том или ином проявлении выступает в качестве важнейшего в творчестве наших художников. Этюд кисти В. В. Ливна «Девушка в русском платке» обладает всей полнотой жизненности. Характерный наклон и поворот головы, найденный автором, отражает сущность не только самой модели, но и национального типа. А. В. Ливн в серии графических работ «Метаморфозы» языком метафор говорит о главном, бытовые ситуации выводит в метафизический план, лишает их опознаваемых примет времени и места. Этот художник не дает ответы, он скорее задает вопросы.
В художественной пластике доминируют женские образы. Это очень разные подходы к решению темы вечной женственности: лиричны и возвышены образы, созданные М. Д. Творжинской («Женские тайны»), величественны и невозмутимы кубистические «венеры» В. В. Портновой («Земля. Южный Урал»), легка, непредсказуема и изменчива «Незнакомка» О. В. Павловского. «Человек на земле» И. В. Демьяненко целостен и монолитен.
Культурное и художественное наследие нашей страны продолжает вдохновлять мастеров декоративного искусства. «Декоративная тарелка» Г. М. Визель с динамично построенной композицией, стихийно наплывающим фактурным фоном отсылает зрителя к петроглифам неолита и скифскому звериному стилю. В образах Мирового Древа, священных птиц и животных, в выдержанном, равновесном композиционном и цветовом решении гобелена «Оберег» С. Н. Кравченко ясно читается космологическая система славян. У мастеров М. Г. Эккерт и И. Н. Скрябиной в пространстве экспозиции случился интересный диалог. Традиционные турлопсы (шейные украшения женщин ханты, богато декорированные вышивкой бисером) соседствуют с их интерпретацией в таком неожиданном материале как керамика. Керамические изделия, выполненные Г. Р. Шойунчап, отличает мягкие цветовые контрасты, орнаментальность и разнообразие фактуры.
Таким образом, выставка «Цвет Югры» – это пространство, в котором лучшие мастера, цвет профессионального художественного сообщества Югры, делятся с вартовчанами своими творческими открытиями. Посетитель найдет здесь и серьезные размышления о сущности бытия, и иронию по отношению к стереотипам сознания, и художественные эксперименты с пространством и временем. До 25 августа еще есть время)) Не пропустите! Обязательно воспользуйтесь такой редкой возможностью увидеть в одной экспозиции произведения лучших и таких разных художников Югры.
Автор: Татьяна Николаева Адамецкая, кандидат культурологии, член Союза художников России Источник: https://vk.com/id587696386?w=wall587696386_35%2Fall