ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Военкоры Великой Отечественной войны
Евгений Аронович Долматовский (1915 – 1994) – русский советский поэт, военный корреспондент.
Родился в Москве в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского.
В 1930-е гг. сотрудничал в «Пионерской правде» и других пионерских изданиях в качестве «деткора», под псевдонимом Далмат.
В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро. Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 г. — сборник «Лирика». Через год увидела свет книга стихов «День».
В 1937 г. поэт окончил Литературный институт, его приняли в Союз писателей СССР. Тогда же он отправился на Дальний Восток для организации работы местного отделения Союза писателей, где не раз выезжал на боевые заставы.
С 1939 по 1945 гг. Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Советской армии.
Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Офицерский вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» Марка Фрадкина, «Сормовская лирическая» Бориса Мокроусова, «Моя любимая» Матвея Блантера, «Любимый город» Никиты Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Встреча на Эльбе»).
В 1949 г. вышел поэтический сборник Евгения Долматовского «Слово о завтрашнем дне», отмеченный государственной премией СССР.
Евгений Долматовский был не только поэтом и журналистом, но и публицистом, переводчиком, членом Союза писателей СССР. Кроме поэзии, писал Долматовский и прозу: книги о Че Геваре и об Альенде, воспоминания о товарищах-однополчанах, с которыми прошел до самого Берлина, сценарии. Более двадцати лет, начиная с 1960-х, занимался литературной критикой, переводами, редакторской и составительской работой.
В 1970–1990-е гг. Долматовский составил книги очерков и воспоминаний «Автографы Победы», «Очевидец». Он описывал встречи и события своей жизни; публиковал найденные сведения об участниках Великой Отечественной войны, связанных с разгромом частей Советской Армии в селе Подвысокое в 1941 г. и о тех, кто расписался на стенах рейхстага в 1945 г. «Очевидец» представляет собой документальное и автобиографическое повествование о событиях XX века, сопряженных с судьбой самого Долматовского. До последних дней поэт преподавал в Литературном институте. За свою деятельность Евгений Долматовский был удостоен пяти орденов и ряда других правительственных наград. Лауреат Сталинской премии 3 степени.
Марк Николаевич Домащенко (настоящая фамилия Хвостиков) (1906 – 1988) – художник-живописец, мастер батальной картины.
Родился в Ставропольском крае, в семье батрачки Анастасии Галактионовны Хвостиковой. Отец ушел из жизни еще до рождения сына. До тринадцати лет Марк пас гусей и занимался посильными поденными работами.
Марк Николаевич закончил два класса церковно-приходской школы. В 1919 г., когда Марку было 13 лет, через село Петровское проходил конный партизанский отряд и мальчику удалось прибиться к партизанам, вместе с ними он участвовал в боях под Воронежом, а также принимал участие в операциях по подавлению бандитизма на Северном Кавказе – в одном из этих боёв он был тяжело ранен.
Со временем у Домащенко начался формироваться интерес к рисованию, а особенно ему нравилось изображать на бумаге лошадей. Полковое командование в конце 1920‑х гг. решило отправить несколько рисунков Домащенко в Симферополь – профессору батальной живописи Н.С. Самокишу. Опытный живописец отметил талант молодого художника, и свои отпуска 1930 и 1932 гг. Марк Николаевич проводил в Симферополе, учась художественному мастерству у Самокиша.
В 1938 г. картины художника «Моя родина», «Шальная пуля», «В тылу корпуса Слащева» и другие работы были экспонированы в Москве на выставке «XX лет РККА и ВМФ СССР». Там работы художника имели огромный успех у зрителей. По рекомендации выставочного комитета «XX лет РККА и ВМФ СССР» Марка Николаевича приняли вольнослушателем на 3‑й курс мастерской батальной живописи Ленинградской Академии художеств, но в Академии он отучился всего 3 месяца.
В ноябре 1949 г. на Домащенко поступил ложный донос, согласно которому художник был осужден на 8 лет. Для отбытия наказания его отправили в Кировскую область, там он работал не лесоповале. В свободное время он продолжал рисовать эскизы на небольших картонках и фанерах. В 1956 г. был реабилитирован.
С 1961 г. Марк Николаевич руководил студией художников-любителей (военнослужащих Московского военного округа) при Студии имени М.Б. Грекова. Марк Николаевич очень любил природу, особенно те места в горах Кавказа, где прошла его боевая юность. Его работы проникнуты необычайной любовью к Родине, без которой, как он считал, невозможно воспитать настоящего воина, патриота, защитника своей страны.
Борис Хаимович Фридлянд (1900–2008) – художник-график, мастер политической карикатуры.
Родился в Киеве в семье Ефима Моисеевича и Рахили Савельевны Фридлянд. Его отец был ремесленником-обувщиком. Старший брат – журналист и публицист Михаил Кольцов (урождённый Моисей Фридлянд; расстрелян в 1940 г. по обвинению в антисоветской и контрреволюционной деятельности, посмертно реабилитирован в 1954 г.).
В раннем детстве Борис Фридлянд увлекся рисованием. В первой половине 1910-х гг. получал образование в реальном училище в Белостоке (ныне на территории Польши), где вместе с братом издавал рукописный журнал, сопровождая его своими иллюстрациями. В середине 1910-х гг. посещал занятия в Харьковском реальном училище, в конце 1910-х гг. – в Киевском реальном училище св. Екатерины. В начале 1920-х гг. учился на железнодорожном факультете Киевского института народного хозяйства (ныне Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана), но не окончил его.
В 1916 г. успел отметиться в интересном и популярном дореволюционном петербургском еженедельнике «Солнце России» с карикатурой на председателя Государственной думы третьего и четвёртого созывов Михаила Родзянко (оттуда и пошла потом по страницам печати его ставшая знаменитой подпись – «Бор. Ефимов»).
В 1918 г. киевский театральный журнал «Зритель» разместил его шаржи на актрису Веру Юреневу, поэта Александра Вознесенского, театрального критика Александра Кугеля, литературно-художественный журнал «Куранты» – на поэта Александра Блока.
Агитационные рисунки в газете «Красная армия» в эпоху Гражданской войны, работа секретарём редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины, сотрудничество с 1920-х гг. с газетами «Большевик», «Коммунар» и др. отметили начало профессиональной деятельности художника в области политической карикатуры. В 1922 г. переехал в Москву. Работал в качестве карикатуриста для «Известий», «Правды», «Рабочей газеты», журналов «Огонёк» и «Крокодил».
В послевоенное время он, обладатель многочисленных правительственных наград, учёных званий, лауреат различных конкурсов, общественный деятель, неутомимый труженик, продолжал создавать свою «портретную галерею» знаковых персонажей века.
В 1930-е гг. важное место в творчестве Бориса Ефимова заняла политическая карикатура. Его работы размещались на страницах прессы, издавались в виде отдельных сборников.
В 1950-х гг. в качестве художника оформлял спектакли Театра им. Евг. Вахтангова («Раки» по комедии Сергея Михалкова), Театра им. Моссовета («Кто смеется последним?» по пьесе Кондрата Крапивы), Центрального театра Советской армии (ныне Центральный академический театр Российской армии, «Титаник-вальс» по произведению Тудора Мушатеску).
В 1954 г. Борис Ефимов стал членом-корреспондентом, в 1975 г. – действительным членом Академии художеств СССР.
С 1966 по 1990 гг. – главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Продолжал выступать в печати с карикатурами на разнообразную тематику, издавались сборники его работ.
В 2002 г. в возрасте 102 лет, он возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств, в 2007-2008 гг. занимал должность главного художника газеты «Известия». В сентябре 2007 г. участвовал в открытии персональной выставки «Уроки истории XX века в карикатурах Бориса Ефимова» в московском выставочном зале "Новый Манеж".
Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия — Зельмано́вич) (1906 – 1984) – фотограф, фоторепортёр, фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и др.
Родился в Ташкенте в семье Анатолия и Эсфири Зельманович. Назван был Георгием в память о том, что его дед получил Георгиевский крест за храбрость, проявленную во время войны в Туркестане в середине 1870-х гг. Вырос у бабушки с дедушкой. Частью его воспитания было ежедневное чтение газет с новостями о ходе гражданской войны в России.
К 1920 г. с матерью и старшим братом отправился в Москву. Путешествие заняло 35 дней. В 15 лет увлекся фотографией. Первый фотоаппарат — старый «Кодак», в котором использовались стеклянные пластины 9х12 см, — подарок друга семьи, писателя Ильи Эренбурга. В благодарность Зельма сделал портрет Эренбурга.
Увлечение фотографией Зельма превратил в профессию. Его первое рабочее место — ученик фотографа в московском агентстве «Руссфото», в чьи обязанности входило закрепление и промывание фотографий. Но вскоре хорошо зарекомендовавший себя начинающий репортер начал работать самостоятельно. Получил первый опыт фотографирования в студии «Пролеткино» и во время театральных репетиций для журнала «Театр». Продолжил работать в агентстве «Руссфото».
В 1924 г. Зельма вернулся в родной Ташкент как собственный корреспондент агентства. Кроме репортерской работы Зельма выполнял обязанности распространителя снимков агентства в местных газетах «Правда Востока», «Кзыл Узбекистан».
К 1926 г. были опубликованы его первые документальные фотографии. Портреты, снятые на крестьянском собрании, были напечатаны на обложке «Семи дней», иллюстрированного приложения к «Правде Востока».
С 1928 г. на обложках «Советского фото» стали появляться его снимки, и в разных изданиях — репортажи и очерки: аксакал в наушниках, слушающий радио, или повисший вниз головой на турнике мальчишка-физкультурник. Фотографии Георгия Зельмы рассказывают о жизни той, советской страны: о ликвидации безграмотности, о первых колхозах, о героических мужчинах и женщинах, веселых счастливых пионерах, стройках мощных промышленных проектов, об изобилии производимой продукции.
На протяжении 1930-х гг. направлялся в командировки на шахты и заводы Донбасса, в колхозы Тульской области и т.д. Работал вместе с Р. Л. Карменом, М. В. Альпертом и А. М. Родченко.
После войны работал в журнале «Огонёк», в агентстве «Новости».
Огонёк
Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) (1902 – 1942) – русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.
Родился в Одессе. Его отец, выходец из семьи священнослужителей, преподавал в Одессе в Епархиальном женском и Юнкерском училищах. Мать принадлежала к полтавской дворянской семье, была пианисткой. Старший брат - писатель Валентин Катаев.
Окончил классическую гимназию. Осенью 1920 г. был арестован в Одессе сотрудниками ЧК по подозрению в причастности к антибольшевистской деятельности, но вскоре освобожден.
В 1921 г. непродолжительное время был корреспондентом в южном отделении Всеукраинского бюро Российского телеграфного агентства (ЮгРОСТА).
В 1921-1923 гг. работал в Одессе инспектором уголовного розыска, занимался борьбой с бандитизмом. В сентябре 1923 г. переехал в Москву. В качестве автора сатирических заметок и фельетонов сотрудничал с журналами «Крокодил», «Красный перец», «Гудок» и «Красная оса». В 1924 г. начал использовать псевдоним Петров. В 1925-1926 гг. прошел службу в Красной армии.
В 1925 г. Петров познакомился с Ильей Ильфом, с которым быстро подружился. Сначала друзья обрабатывали материалы для газет, а затем занялись совместным литературным творчеством.
В 1928 г. было опубликовано их первое произведение - сатирический роман «Двенадцать стульев».
В 1928 г. на страницах журнала «Огонек» соавторы опубликовали сатирическую повесть «Светлая личность».
В 1928-1929 гг. в журнале «Чудак» вышли циклы новелл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада».
В 1931 г. был опубликован роман «Золотой теленок» - второе произведение о приключениях Остапа Бендера. Эта книга, наряду с предыдущим романом «Двенадцать стульев», стала классикой советской литературы.
С 1932 г. Ильф и Петров работали в отделе фельетонов газеты «Правда». В конце 1935 г. в качестве корреспондентов этого издания посетили США, где в течение двух месяцев пересекли на автомобиле всю страну с востока на запад и обратно. В 1936 г. были опубликованы их путевые очерки, получившие название «Одноэтажная Америка». В том же году в СССР на экраны вышла музыкальная комедия Григория Александрова «Цирк». Она была основана на сценарии по пьесе Ильфа и Петрова «Под куполом цирка»", однако из-за несогласия с режиссерской трактовкой ряда эпизодов литераторы убрали свои имена из титров фильма. В конце 1930-х гг. Евгений Петров писал преимущественно очерки, а также киносценарии в соавторстве с Георгием Мунблитом («Музыкальная история», «Антон Иванович сердится»).
В 1939 г. при содействии Евгения Петрова были изданы «Записные книжки» Ильи Ильфа - сборник его заметок и наблюдений 1925-1937 гг.
Правда, Красноармеец
Яков Израилевич Рюмкин (1913 — 1986) — фотокорреспондент.
Родился в Харькове. Окончил рабочий факультет Харьковского университета; сотрудничал с харьковской газетой «Вечернее радио». С 1936 — фотокорреспондент республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.
В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Издал несколько авторских фотоальбомов. Награждён орденами и медалями.
Симонов Константин Михайлович (1915—1979) – советский прозаик, поэт, журналист и киносценарист.
Родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье генерал-майора Русской императорской армии Михаила Симонова (пропал без вести в годы Гражданской войны; по другим сведениям, эмигрировал) и княжны Александры Оболенской. Его воспитывал отчим Александр Иванишев, преподаватель военного училища. В детстве жил в Рязани и Саратове.
Имя при рождении - Кирилл.
В 1930 г. окончил в Саратове школу-семилетку, в 1932 г. в Москве школу фабрично-заводского ученичества. До 1935 г. работал токарем на заводах.
В 1938 г. завершил обучение в Литературном институте им. А. М. Горького, после чего поступил в аспирантуру при Московском институте философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского. Не окончил аспирантуру, так как в 1939 г. был отправлен военным корреспондентом в Монголию.
В 1940 г. окончил курсы военных корреспондентов при Военной академии им. М. В. Фрунзе, в 1941 г. при Военно-политической академии им. В. И. Ленина.
Симонов начал печататься с 1934 г. (стихи в сборнике молодых поэтов «Проба сил»). В 1938 г. отдельной книгой была издана его поэма «Павел Черный», посвященная строителям Беломорско-Балтийского канала.
Осенью 1939 г. был отправлен в качестве корреспондента газеты «Героическая красноармейская» в Монголию, в район военного конфликта на реке Халхин-Гол. В этот период окончательно выбрал в качестве псевдонима имя Константин.
Работая корреспондентом, продолжал литературную деятельность. В 1940 г. написал свою первую пьесу «История одной любви», в 1941 г. - вторую, «Парень из нашего города».
После войны вышел его знаменитый дневник «Разные дни войны» – один из самых откровенных и правдивых сборников воспоминаний о Великой Отечественной.
В последующие годы (1957-1971) он создает трилогию о войне, из которой наиболее удачными и известными стали два первых романа: «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются». Особенно яркое воплощение получили самые драматические периоды войны: отступление советской армии летом и осенью 1941 г. и угроза захвата Москвы фашистами. Герои Симонова с тяжелыми боями и потерями выходят из окружения, становятся участниками исторического парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. В событийную канву романа «Живые и мертвые» вошел реальный эпизод боя на Буйничском поле под Могилевым, потрясший бывшего там Симонова: отступающие, истекающие кровью наши солдаты в течение одного только дня вывели из строя 39 немецких танков. Память об этом подвиге писатель пронес через всю жизнь.
В повести «Двадцать дней без войны», автор сосредоточился на судьбах простых людей и быте военных лет.
Он много лет был членом Правления Союза писателей, руководил такими значительными изданиями, как журнал «Новый мир» и «Литературная газета», формировавшими литературную политику. Являлся лауреатом Ленинской премии и шести Сталинских.
Виктор Антонович Тёмин (1908 – 1987) — советский фотокорреспондент.
Родился в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола) в семье священнослужителя. Первый свой снимок сделал, еще будучи школьником. В 1922 г. стал внештатным сотрудником газеты «Красная Татария». В 1929 г. по заданию редакции «Красной Татарии» Виктор Антонович фотографировал приехавшего в г. Казань Максима Горького. При встрече писатель подарил корреспонденту портативный фотоаппарат «Лейка».
В 1930-е гг. В. А. Темин снял ряд значимых событий: первую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелет В.П. Чкалова, экспедиции в Арктику на ледоколах «Таймыр», «Мурманск», «Ермак», «Садко». Участвовал в боях на озере Хасан, Халхин-Голе, в советско-финской войне (1939–1940).
В течение 35 лет Темин регулярно снимал писателя М.А. Шолохова. Считается одним из самых оперативных и высокопрофессиональных фоторепортеров советской журналистики.
Иван Михайлович Шагин (1904 – 1982) – советский фотожурналист.
Родился в Ивановской области в крестьянской семье. Чтобы помочь семье, работал в Москве, в купеческой лавке посыльным – «мальчиком на побегушках». В годы гражданской войны вернулся ненадолго в родную деревню. С 1921 года был матросом в Волжском речном пароходстве. Потом была работа в нэпманской лавке, где способный юноша «сделал карьеру»: он не просто стал заместителем директора магазина, но дослужился до инструктора образцового (уже государственного!) магазина-школы.
С 1924 жил Москве и в 1925 г. начал заниматься в фотокружке при газете «Наша жизнь». Свои первые работы опубликовал в1928 г.
С 1930 г. – фотокорреспондент газет «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь», с 1932 г.— фоторепортер журнала «Коллективист». Публиковал серии фотоочерков о быте рабочих и колхозников.
С 1933 по 1951 гг. работал в «Комсомольской правде».
В 1934 г. И. М. Шагин участвует в международных фотовыставках: его работы были представлены в США, Японии, Великобритании, Варшаве, Праге, Сарагосе. Пресса особенно отмечала успех его фотографии «Физкультурники».
В составе бригады фоторепортеров снял Киевские военные маневры 1935 г.
В 1935 г. работы Шагина выставляются на выставке «Мастера советского фотоискусства».
Снимал промышленность, сельское хозяйство, спорт, повседневную жизнь, советскую молодежь, Красную Армию.
После окончания войны продолжил работать в «Комсомольской правде». И стал одним из первых советских фотографов, снимавших на цветную пленку. Полученными знаниями щедро делился с коллегами.
Снимал для газеты «Правда», Агентства печати «Новости» и др. Занимался цветной фотографией. Его работы печатались в журналах «Огонёк» и «Смена».
В 1946 г. создал ряд спортивных фотоочерков, в том числе знаменитые репортажи о футбольных матчах московского «Динамо» в Англии.
В 1950-е гг. начал работать с цветными фотоматериалами.
С 1954 по 1975 гг. участвовал в выставках, сотрудничал с ведущими издательствами.
Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист, военный корреспондент.
Родился в станице Вешенской Ростовской области. Отец его был выходцем из Рязанской губернии и занимался скупкой скота. Мать – крестьянка. Михаил окончил церковно-приходскую школу, затем гимназию, работал служащим в станичном ревкоме, учителем, налоговым инспектором. Попал под следствие по серьезному поводу: будучи налоговым инспектором, превышал полномочия. Но наказания удалось избежать.
В станице Букановской Шолохов выбрал себе в жены Марию Громославскую – учительницу начальной школы и старшую дочь казачьего атамана.
В 1922 г. Михаил Шолохов переехал в Москву, где началась его творческая биография. В 1923 г. были впервые напечатаны его фельетоны в газете «Юношеская правда». В издании же первого рассказа «Звери» Шолохову отказали по причине того, что его отца признали врагом народа. С 1924 г. в журналах печатаются его рассказы, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Произведения тех лет были посвящены революции и Гражданской войне, в которой он сам принимал непосредственное участие, хотя был еще совсем юношей. В 1920 г., являясь членом продовольственного отряда, Шолохов оказался в плену у махновцев. Ему повезло, Махно не стал расстреливать юнца.
Мировая слава пришла к писателю в 1941 г., когда он издал свой знаменитый роман-четырехтомник «Тихий Дон». За этот роман он получил Сталинскую премию, которую на второй день войны передал в Фонд обороны СССР.
В 1959 г. был закончен роман «Поднятая целина» о коллективизации на Дону, свидетелем которой был сам автор.
Работа над романом «Они сражались за Родину» растянулась на долгие годы. В нем Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок в армии. Перед самой своей смертью писатель сжег роман, поэтому до наших дней дошли только его части.
С 1960-х гг. писатель перестает печататься, а в 1965 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». За счет его Нобелевской премии была построена школа и замечательный мост.
Известный писатель, лауреат Сталинской и Ленинской премий. Многие произведения Шолохова были экранизированы.
Илья Григорьевич Эренбург (1891 — 1967) – советский писатель, публицист, общественный деятель, переводчик.
Родился он в Киеве. Его отец, Герш Гершонович Эренбург, был инженером и купцом второй гильдии. Мать, Хана Берковна Аринштейн, вела домашнее хозяйство. В 1895 г. семья переехала в Москву, где отец стал директором Хамовнического пиво-медоваренного завода.
С 1901 г. Илья Эренбург учился в Первой Московской гимназии, откуда в 1907 г. его исключили за участие в большевистском революционном кружке. Был близко знаком с революционером Николаем Бухариным, участвовал вместе с ним в 1906 г. в крупной стачке на московской обойной фабрике.
В январе 1908 г. Эренбург был арестован, провел в заключении шесть месяцев. После освобождения эмигрировал во Францию.
В 1909-1917 гг. во Франции занимался литературной деятельностью, публиковал сборники стихов. В 1914-1917 гг. работал корреспондентом газет «Биржевые ведомости» (Петроград, ныне Санкт-Петербург) и «Утро России» (Москва) на Западном фронте Первой мировой войны.
Летом 1917 г. Эренбург вернулся в Россию. Октябрьскую революцию 1917 г. сначала не поддержал, выступил с критикой большевизма в сборнике стихов «Молитва о России». После кратковременного ареста в сентябре 1918 г. переехал в Киев.
В декабре 1919 г. - сентябре 1920 г. жил в Коктебеле у поэта и переводчика Максимилиана Волошина.
Осенью 1920 г. вернулся в Москву, где снова был арестован, но вскоре освобожден. Работал заведующим детской секцией Театрального отдела Наркомата просвещения.
В 1921 г. Илья Эренбург уехал в Париж, сохранив советское гражданство, однако вскоре был выслан из Франции за советскую пропаганду.
С 1921 по 1924 гг. провел в Берлине, публиковал стихи и прозу, сотрудничал с журналами «Русская книга» и «Новая русская книга». Пишет книгу «Лик войны», романы «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», «Трест Д.Е.», «Любовь Жанны Ней», «Рвач», сборник новелл «Тринадцать трубок», книгу статей об искусстве «А все-таки она вертится!». Живя за границей, книги свои старался печатать в московских издательствах.
С 1934 г. корреспондент газеты «Известия» в Париже, затем в Испании.
В 1920-х и 1930-х гг. много путешествовал по Европе, регулярно бывал в СССР.
С начала 1930-х гг. постоянно жил в СССР и ездил по стране. Он был на строительстве магистрали Москва – Донбасс, в Кузнецке, Свердловске, Новосибирске, Томске. Пишет роман «День второй», работает над книгой о рабочем классе «Не переводя дыхания» и параллельно пишет «Книгу для взрослых». Весьма характерным для формирования публицистического и художественного стиля Эренбурга являются памфлет «Хлеб наш насущный» и фотоочерк «Мой Париж» с фотографиями, сделанными самим автором.
В ходе гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. работал корреспондентом советской газеты «Известия» в республиканской армии. После поражения республиканцев уехал в Париж. С началом нацистской оккупации Франции в 1940 г. укрылся в советском посольстве и вскоре вернулся в СССР. В 1940–1941 гг. Эренбург работал над романом «Падение Парижа».
В конце 1950-х –60-х гг. вышли литературно-критические эссе «Французские тетради», «Перечитывая Чехова». В 1959 г. издан поэтический сборник «Стихи». В 1960 г. началась публикация последней книги Ильи Эренбурга – «Люди, годы, жизнь», которую сам автор назвал исповедью. Книга познакомила читателей со многими звездами мировой культуры, приоткрыла политические тайны и загадки эпохи.
После войны были опубликованы романы «Буря», «Девятый вал», повесть «Оттепель».